Работы азербайджанского фотографа публикуются в самых авторитетных изданиях мира, они запоминаются и затрагивают душу, а сама она, по мнению экспертов, входит в тридцатку лучших мастеров камеры во всем мире. О том, с какими сложностями сталкивается женщина-фотограф и как, по ее мнению, можно избежать конфликтов на национальной почве, у Рены Эффенди узнал журналист межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева.
Сегодня Рена Эффенди – звезда мирового масштаба, обладатель самых престижных премий в области фотографии, желанный гость многих изданий. За ее работами охотятся коллекционеры, ее выставки и книги пользуются огромной популярностью. Ее фотографии больше напоминают художественное полотно, которое мастерски выстроено и изумительно отработано в плане цвета и света.
«Характерной чертой цветных работ Рены является живописная плотность изображения, когда в кадре нет свободных участков, которые не работали бы на общий замысел изображения, - говорит известный российский искусствовед, арт-директор галереи «Гринберг» Лариса Гринберг. – А в черно-белых фотографиях ее мастерство проявляется в работе со светом, который создает композицию. Общая черта, характерная для творчества Эффенди в целом - эмпатия к героям ее рассказа. Здесь нет жалости, это рассказ о сильных духом людях».
Свое призвание Рена нашла не сразу. Она родилась и выросла в Баку, закончила Азербайджанский государственный институт иностранных языков и работала переводчиком. Но тяга к прекрасному заставила ее сначала заняться живописью, а потом привела к фотографии. «Я тогда неустанно работала в студии, порабощенная холстом и скучными объектами перед ним – а меня влекло знакомство с улицами и с неизвестным, контакты с людьми из непривычной местности», - вспоминает фотограф.
Камера по словам мастера дает определенную свободу - заходить в дома незнакомых людей, задавать им вопросы, интересоваться их жизнью так, как это было бы невозможно вне профессии фотографа. «Меня притягивали портреты из личной жизни, фотографии улавливали множество слоев на лицах людей», - делится Рена. Она попала в ученицы к замечательному бакинскому фотографу Анану Алескерову, который не только дал ценные советы, но и стал первым важным ценителем снимков Рены Эффенди.
Сейчас по снимкам успешной и талантливой женщины можно отследить такое же успешное развитие Баку в разрезе времени. Рена признается, что ей важно сохранить в памяти людей то, каким солнечный город был раньше. Так, например, на ее снимках остался старый квартал Махалля, где многие дома были снесены в ожидании строительства блестящих многоэтажек. Сегодня, спустя 15 лет, фотографии оживляют тот переходный процесс. «Я остро почувствовала необходимость запечатлеть эти перемены. С тех пор, после Махалля, документальная съемка исчезающего уклада жизни – основная тема моих работ», - говорит Рена.
Результатом масштабных проектов стала публикация двух книг со снимками, и поклонники с нетерпением ждут новости о третьем издании. И в планах фотохудожницы она уже есть. Рена хотела бы выпустить книгу о естественной связи людей с их землей.
«Эта работа будет включать истории, которые я засняла в маленьких деревушках по всему миру, рассказывающие о буднях людей, преданных сохранению своих домов даже в условиях, непригодных для жилья, таких как Чернобыль, например», - говорит Эффенди.
Кстати, в своих путешествиях по миру Рена довольно хорошо познакомилась и с Россией. И больше всего ее впечатлила Сибирь. Во время одной из поездок в Ленинск-Кузнецкий женщина спускалась в угольные шахты на 300-400 метров под землю. Ее поразил контраст: наверху чистый снег и тридцатиградусный мороз, а под землей темно и -5 градусов. Чтобы разницу между глубокой тьмой шахт и яркой чистотой зимы продемонстрировать еще нагляднее, Рена сделала портреты шахтеров, измазанных углем, на фоне сибирской зимы.
Кстати, шахтеры к женщине-фотографу отнеслись без какой-либо предвзятости. Просто предупредили, что использование вспышки запрещено из-за угрозы взрыва метана внутри шахты. Впрочем, каких-то гендерных различий именно в процессе съемки Рена не замечает, даже считает свой пол преимуществом: «Как правило, женщинам проще проникнуть в деликатную ситуацию, строить отношения с незнакомцами, особенно с семьями, где есть дети и женщины». Но вот отношение к матери-фотографу уже другое. Ведь фотограф на месте сидеть не может и часто приходится оставлять ребенка и ехать по заданию на другой конец света. А вот это уже общество осуждает. «Сложно делать карьеру, когда перед тобой стоит выбор: воспитывать своего ребенка или быть доступной для работы по всему миру», - говорит Рена. Тем более, что мир сегодня не такой уж дружелюбный. Эффенди, выросшей в многонациональном Азербайджане, сложно понять, как могут люди испытывать ненависть к людям просто потому, что у них другие традиции и другая вера. Ключ к толерантности во всем мире лежит, по словам фотографа, в образовании нового поколения. «Если мы будем учить наших детей выбирать гуманность, вне зависимости от расы, национальности, религии или каких-либо иных различий в культуре или укладе жизни, возможно, будущие поколения будут более толерантными и принимающими друг друга», - говорит Рена Эффенди.
По мнению руководителя межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрия Савельева, сама Рена немало способствует установлению толерантности. Ведь ее работы помогают лучше понимать быт, культуру, национальный характер Азербайджана. «Я думаю, это часть того образования, которое не всегда дается за партой – но происходит в течение всей жизни, когда ты узнаешь что-то новое о своих ближайших соседях, когда видишь творения талантливого художника другого, очень близкого народа. И я, безусловно, согласен с ее мнением о том, что знания, способность видеть в том, кто от тебя отличается, такого же человека, как ты сам, поможет нам в будущем построить по-настоящему счастливое и мирное общество, где отношения между странами и народами будут базироваться прежде всего на уважении и взаимопонимании, как это происходит сейчас между Россией и Азербайджаном», - говорит депутат.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий