К широкой Масленице, которая в этом году отмечается с 7 по 13 марта, Президентская библиотека представляет оцифрованные копии раритетных изданий по русской культуре: А. В. Терещенко «Быт русского народа» 1848 года, И. Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» 1894 года и другие.
Русскую Масленицу справляли с древних языческих времен. И. Н. Божерянов говорит о Масленице как празднике зимнем и находит корни его в языческом культе «скотья бога» Волоса. В Новгородской губернии, как пишет Божерянов, надолго сохранялся обычай приносить на день св. Власия (11 февраля) в церковь коровье масло, называемое волосным, что намекает на имя бога, память о котором сохраняется в языке. День Масленицы, определяемый ранее по астрономическому календарю,затем с всё большей христианизацией русских земель был увязан с датой Пасхи (вычисляемой, впрочем, также астрономически): Масленицу справляли за семь недель до, а Троицу через семь недель после Пасхи.
Божерянов в книге о празднествах русского народа приводит слова французского писателя Жюля Жанена: «Масленица, вероятно, родилась на севере, она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока». Иностранцы, бывшие на Руси 200 лет тому назад, дивились способности русских гулять на Масленицу и день и ночь. Патриарх Андриан хотел отменить этот праздник, но сумел лишь на 8 дней сократить его.
В книге Терещенко «Быт русского народа» приведено несколько масленичных обычаев некоторых губерний. Так, например, в Костромской губернии в последнеевоскресенье масленицы готовится верховая поездка, называемая обозом, из наряженных мужчин с колпаками из соломы на головах. Вечером ряженные едут в город, чтобы сжечь там свои колпаки. Женщины и мужчины в деревнях, взяв со двора по пуку соломы, складывают их в одну кучу и поджигают – это значит «сжигать масленицу».
Обязательны на Масленицу были и кулачные бои, совершаемые после серьезного церковного заутреннего действия Страшного суда. Рано утром перед службой государь совершал обход тюрем и богаделен, раздавая милости и освобождая преступников. К службе на площадь Успенского собора приносили образ Страшного суда, большой аналой с наволокой под икону Богородицы и под Евангелие, и приготовляли стол к освящению воды. Служба происходила по специальному уставу, состояла в пении стихир, освящении воды и чтении Евангелия, после чего патриарх протирал губкой иконы, вынесенные к действу. По окончании службы, патриарх кропил и благословлял государя и властей.
Ну и конечно блины. На блины созывали гостей, ходили к соседям. Блины с глубокой древности являлись традиционным поминальным блюдом на трапезе и, скорее всего, как пишет В. Я. Пропп в работе «Русские аграрные праздники», поминание являлось некогда составной частью празднования Масленицы: «Подобно тому, как на Святках первый глоток посвящался предкам, так на масленицу поступали с первым блином».
Народные языческие и церковные традиции переплетаются в культуре самым тесным, неразличимым и в то же время противоречивым образом: неделя перед Великим постом – время «кромешных», карнавальных празднеств, т. е. переворачивающих традиции и высмеивающих сакральное неприкосновенное (светскую власть, религиозный обряд и т. д.). М. М. Бахтин в труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» отметил: «Карнавал не созерцают, в нем живут. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны». В укладе традиции Новое сосуществует со Старым так, что не отменяет его, а если и вытесняет, то вытеснение далеко не всегда бывает окончательным, как видно по празднику Масленицы.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий